О искусстве эмали.

Произведения с высокотемпературными ювелирными эмалями всегда привлекают внимание ценителей прекрасного, находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях, являются исключительно ценным подарком высшего уровня, который может стать реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Не случайно работы эмальеров высоко котируются среди знатоков и коллекционеров искусства. Эмальерное исусство - редкость, которую найдёшь только в специализированных галереях или на крупнейших аукционах.

Эмаль

Эмаль – это специальный состав на основе кварцевого стекла, способный при высоких температурах, до 885°С, расплавиться и прочно соединиться с верхним слоем металла.

Эмали обладают неизменными с годами яркими цветами, глубиной прозрачных красок, высокой твёрдостью, блеском или матовостью, выразительной текстурой.
Свою красоту эмали сохраняют тысячелетиями, не боясь ни влаги, ни холода, ни жары, ни солнечных лучей. «Если бронзовая скульптура долговечна, то живопись эмалями вечна», утверждал Леонардо да Винчи.

Эмаль большей частью состоит из кварца и окрашивается в разные цвета соединениями металлов. Так, например, синий цвет эмали даёт кобальт, тёмно-зелёный приносит хром, светло-зелёный – неодим, а рубиново-красный - золото. В ювелирной и художественной практике эмаль соединяют с чистой медью или её сплавами (бронза, томпак), высокопробными серебром и золотом.

  • Эмаль в кусочках

  • Мирный

    Установленные
    перегородки

  • Мирный

    Закладка эмали

  • Первый обжиг

  • Итог работы


  • Немного истории.

    Искусство эмали идёт из глубины веков. По данным историков, около 3000 лет назад на Ближнем Востоке появились первые украшения с цветными эмалями. В начале нашей эры большое развитие эмальерное искусство получило в Византийской империи, в кельтских областях Европы, на Кавказе, Персии, Индии, Китае.

    На Русь эмаль пришла в X-XII веках из Византии, и до середины XIX века называлась «финифть».
    Расцвет эмальерного искусства в нашей стране пришёлся на период с 1880 по 1915 годы. В этот время плодотворно работают несколько десятков мастерских, много работающих с эмалями, среди которых наибольшую известность получили мастерские К. Фаберже, Ф. Рюккерта, П. Овчинникова, Г. Клингерта, И. Хлебникова, М. Семёновой, А. Кузьмичёва, В. Агафонова и др..
    Созданные в этот период российскими художниками-эмальерами произведения искусства до сих пор востребованы по всему миру.


    • Браслет, Византия, IX-X века

    • Ваза, Китай, 1426-35 г.г.

    • Кейс для манускрипта, Европа, начало XI века, фрагмент

    • Чайница, Россия, начало XX века


    • Техники эмальерного искусства.

      Основные техники эмали: перегородчатая, витражная, выемчатая, эмаль по рельефу, расписная (живописная), сграффито. Все эти техники ярко выражены и в работе могут комбинироваться.

      Перегородчатая эмаль, сloisonne. На металлическую основу наносится контур создаваемого изображения, затем по контуру устанавливаются перегородки из проволоки. В ограниченные проволокой ячейки, закладывается порошок эмали и изделие обжигается в печи до расплавления эмали. Этот процесс может повторяться несколько раз, в зависимости от задач художника.

      Витражная эмаль, Plique-a-jour. Перегородки создаются по задуманному рисунку, но без металлической основы, "дна". В ячейки-пространства между перегородками закладывается эмаль, обжигается в печи и снова закладывается эмаль, обжигается и так до полного заполнения ячеек.

      Выемчатая эмаль, Champleve. В металлической основе делаются углубления в соответствии с задуманным рисунком. В эти углубления закладывается эмаль и обжигается в печи.

      Эмаль по гравировке, чеканке, Basse-taille. В целом суть техники состоит в создании рельефного рисунка на металле, а потом его полного или частичного заполнения эмалью с последующими обжигами. Рельеф может быть создан с помощью резца, гильошировочнного станка, чеканкой или литьём.

      Эмаль по рельефному металлу, Ronde Bosse. Это трёхмерное эмалирование которое применяется к высокому рельефу, скульптуре.

      Расписная (живописная) эмаль, Email-peint. На металлическую основу наносится слой эмали, а потом художник кистью рисует картину эмалевыми красками, производя несколько последовательных обжигов.

      Сграффито, Sgraffito. На металлическую основу наносится слой эмалевого порошка, который затем процарапывается подходящим пером для создания контура рисунка. После обжига наносятся другие эмали и тоже могут процарапываться или соскребаться в зависимости от целей художника. Последующие обжиги закрепляют создаваемую картину.

      Для всех техник важно соблюдение температурных и временных режимов, чистота и аккуратность в подготовке металла, эмалей и проведении всех работ.


      Видео создания эмалевых произведений.


      case1